Бюро «Метко»
Глоссарий
1. Модели проектирования и разработки образовательных программ
Цикл Колба — модель обучения через опыт: получение опыта → анализ опыта → создание теоретического объяснения → применение новых знаний на практике. Популярна в корпоративном и проектном обучении.
💻 Это одна из ключевых для нас и любимых нами моделей. Мы используем её как базовый принцип: сначала студент сталкивается с проблематизацией или получает опыт, а уже затем переходит к теории. Такой подход обеспечивает более глубокое усвоение материала и формирует внутренний запрос на знания.
JTBD (Jobs To Be Done) — метод анализа, который помогает понять, для решения каких задач человек хочет «нанять» продукт или услугу.
💻 Наш подход, ориентированный на результат, близок к философии Jobs to be Done. Для нас важно понять, зачем Заказчику нужен курс и какой результат он хочет получить. Весь дизайн программы выстраивается так, курс выполнил для Заказчика необходимую «работу», позволив достичь именно того результата, который для него значим.
ADDIE — классическая модель проектирования обучения, включающая пять этапов: анализ (A), дизайн (D), разработка (D), внедрение (I) и оценка (E). Помогает структурировать процесс создания образовательной программы.
💻 Мы стремимся разрабатывать образовательные продукты по модели ADDIE. В идеале этап анализа — это проведение исследования. Но когда на это нет возможности, мы анализируем запрос и контекст и переходим к дизайну курса, опираясь на свой опыт и насмотренность.
SAM (Successive Approximation Model) — при использовании этой модели разработки обучения создается быстрый (небольшой и не идеальный) прототип образовательного продукта. Тестируется на пользователях, после чего доводится до идеала.
💻 По этой модели мы работаем с заказчиками, когда им необходимо протестировать спрос или проверить идею, в которой они пока не уверены. В таких случаях обучение создаётся небольшими шагами: мы начинаем с малого, запускаем пилот и тестируем востребованность продукта.
4C/ID (Four-Component Instructional Design) — в этой модели проектирования курсов, обучение строится вокруг четырёх ключевых компонентов: учебные задачи (реальные или смоделированные ситуации), поддерживающая информация (теория), информация по ходу выполнения (чек-листы и подсказки) и частичная практика (упражнения для отработки конкретных навыков).
💻 Мы работаем по этой модели с заказчиками, у которых уже есть разработанные карты компетенций их сотрудников, или есть желание такие карты создать. Суть программ, построенных по 4C/ID в том, чтобы научить человека не просто знанию, а практическому применению его в реальной работе, что особенно актуально для курсов по освоению профессиональных навыков.
Проектирование от опыта — подход, при котором курс строится вокруг реального опыта учащихся.
💻 Обращение к опыту помогает студенту сразу увидеть связь между обучением и своими реальными задачами. Часто мы разрабатываем кейсы, примеры или упражнения, которые позволяют «подключить» личный опыт к изучаемой теме.
Проектирование от проблемы — метод, при котором образовательная программа разрабатывается исходя из конкретной проблемной задачи, которую должны научиться решать студенты.
💻 Если у заказчика или обучающихся есть конкретная задача, мы строим программу вокруг её решения. Например, внедрение кроссф-функциональных команд, или выход на рынок Китая. Такой подход особенно актуален в корпоративном обучении: курс напрямую отвечает на бизнес-вызов и даёт инструменты для его преодоления.
Проектирование от результата — разработка начинается с формулирования измеримых результатов курса. Только после этого проектируется набор тем, форматы обучения и способы контроля - которые с наибольшей вероятностью приведут к заявленным результатам.
💻 Любое обучение мы связываем с измеримыми параметрами — будь то формирование навыка, достижение бизнес-показателя или изменение поведения сотрудников. Сначала определяем, какой результат нужен, и только потом проектируем содержание и методы обучения.
Компетентностный подход — ориентация обучения на формирование практических компетенций, а не только теоретических знаний.
💻 Нам важно, чтобы участники не только знали, но и умели применять знания в работе. В программу включаются практические задания, кейсы и тренировки, которые помогают формировать реальные компетенции, необходимые заказчику.
Личностно ориентированный подход к образованию — методика, учитывающая индивидуальные особенности, интересы и мотивацию учащегося.
💻 Учитываем индивидуальные особенности и мотивацию участников. Для этого используем вариативность в форматах, даём пространство для самостоятельного выбора и рефлексии личной ценности от прохождения курса.
Student Journey Map (SJM) — карта пути студента, отражающая опыт и взаимодействие учащегося с программой.
💻 Строим карты пути студента, чтобы выявить сильные и слабые точки программы и улучшить опыт участников на всех этапах обучения.
Teacher Journey Map (TJM) — карта пути преподавателя: отражает его опыт преподавания и его роль в образовательном процессе.
💻 Мы создаём TJM, чтобы понять потребности преподавателей и сделать их работу более удобной: от подготовки к занятию до взаимодействия с платформой и студентами.
2. Содержание обучения
Карта компетенций — схема знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной роли или профессии.
💻 Составляем карты компетенций, чтобы определить, чему именно нужно обучать участников и какие результаты ожидает заказчик. Это помогает связать курс с реальными требованиями профессии или должности и не перегружать обучение лишними темами.
Образовательная среда — совокупность условий, в которых происходит обучение: пространство, ресурсы, технологии и атмосфера.
💻 Мы работаем, как правило, в условиях заказчика, поэтому наше влияние на образовательную среду ограничено. Однако мы всегда учитываем разницу между онлайн- и офлайн-форматами. Продукты проектируются с учётом особенностей каждой среды, чтобы обучение оставалось максимально эффективным, вовлекающим и результативным в любых условиях.
Концепция курса — документ, в котором описаны идея и структура будущего образовательного продукта: цели, результаты, содержание и форматы обучения.
💻 Перед началом разработки мы формируем и утверждаем с заказчиком концепцию: цели, содержание, структуру, методы и форматы обучения. Концепция — это «каркас» продукта, который помогает согласовать ожидания с заказчиком и задать правильное направление всей работе.
Образовательная программа (ОП) — документ, описывающий цели, содержание, методы и форматы обучения по заданным в образовательной организации заказчика стандартам.
💻 Обычно мы оформляем ОП, когда наш заказчик — это образовательная организация. Образовательная программа рождается из концепции курса и является её более формализованным и детализированным описанием.
Образовательный результат — это конкретные ожидаемые и измеряемые достижения студента в виде знаний, навыков и компетенций, которые он должен освоить к окончанию курса.
💻 Всегда формулируем результаты обучения заранее и проверяем, чтобы они были конкретными и измеримыми. Это позволяет выстраивать программу «от результата» и оценивать, достигли ли участники заявленных на старте целей.
Учебный модуль — часть программы или курса, объединённая общей темой. Учебные модули помогают структурировать материал и делают курс более прозрачным для студентов.
💻 Для удобства проектирования и восприятия мы делим курсы на модули. Каждый модуль закрывает определённый набор задач и результатов, объединённых общей тематикой.
3. Методы обучения
Problem-based learning (проблемное обучение) — обучение через поиск решений реальных задач/проблем. Развивает проактивность и критическое мышление.
💻 Мы применяем этот метод, когда нужно помочь студентам самостоятельно искать решения и анализировать разные варианты. Чаще всего используем его в корпоративном обучении и программах для развития управленческих компетенций.
Challenge-based Learning (обучение через вызов) — это вид проблемного обучения, в котором решаемая задача носит глобальный характер и отражает какую-либо из общемировых проблем. Например, загрязнение окружающей среды.
💻 Этот метод мы применяли при разработке проектных школ и акселераторов, где студенты создают новые технологии или социальные проекты.
Project Learning (проектное обучение) — методика, в которой обучение происходит через процесс работы над собственным проектом.
💻 Чаще прибегаем к ней в программах, где требуется развитие навыков проектной деятельности, командной работы и умения предлагать собственный продукт или решение.
Case Study (кейс-метод) — обучение через разбор конкретных ситуаций (кейсов), поиск решений и анализ ошибок.
💻 Кейс-метод мы применяем для погружения в практику и тренировки аналитических навыков. Разбор взятых из бизнеса или смоделированных кейсов помогает студентам увидеть связь теории с реальной деятельностью.
Интерактивные методы обучения — совокупность форматов, при которых учащиеся активно вовлечены в процесс получения знаний и навыков: дискуссии, игры, ролевые практики, упражнения.
💻 Мы включаем интерактивные методы как в оффлайн-обучения, так и в онлайн курсы, чтобы обеспечить вовлечённость и качество усвоения материала.
Воркшоп — практическое групповое занятие, направленное на решение задачи.
💻 Используем формат воркшопа, когда в ходе обучения нужно в короткие сроки проработать проблему (или отдельную тему курса) и получить конкретный результат. Такой формат хорошо подходит для применения знаний на практике, командной работы и генерации идей.
Деловая игра — моделирование профессиональной ситуации для тренировки навыков.
💻 Включаем в образовательные программы деловые игры, например, для отработки управленческих или коммуникативных навыков. Это безопасная среда, где участники могут попробовать разные стратегии и увидеть последствия своих решений.
Тренинг — практическое обучение с акцентом на отработку конкретных навыков.
💻 Разрабатываем тренинги для формирования прикладных компетенций: от продаж и переговоров до навыков управления проектом. Для формирования умений разрабатываем упражнения, кейсы, ролевые ситуации, включаем в тренинг обратную связь и рефлексию.
Рефлексивная лекция — лекция с акцентом на анализ опыта и самооценку студентов.
💻 Такой формат мы используем, когда важно не просто передать знания, а помочь участникам осознать собственный опыт и сопоставить его с новой информацией.
Мастермайнд — формат встреч, в которых участники помогают друг другу советами и идеями.
💻 Проектируем мастермайнды, когда разрабатываем онлайн-курсы с сопровождение - это даёт студентам возможность обменяться опытом и поддержкой. Такой формат особенно ценен в предпринимательских и управленческих программах, где группа становится ресурсом для каждого участника.
4. Форматы образовательных продуктов
Асинхронное обучение — формат, при котором студенты учатся в удобное для себя время, без необходимости присутствовать где-то одновременно (очно или онлайн).
💻 Применяем асинхронные форматы, когда важно дать участникам гибкость расписания: они могут изучать материалы в своём темпе. Это особенно удобно для программ с широкой аудиторией или для уже работающих специалистов.
Синхронное обучение — обучение в реальном времени: все участники одновременно собираются в аудитории или подключаются онлайн.
💻 Такой формат мы выбираем, когда важна живая коммуникация, быстрый обмен мнениями и обратная связь. Чаще всего синхронные занятия применяются для обсуждений, воркшопов и отработки практики.
Гибридное обучение — сочетание онлайн- и офлайн-форматов в рамках одного занятия или курса.
💻 Когда заказчику нужно, чтобы часть студентов находилась в аудитории, а часть подключалась удалённо, мы продумываем, как одна и та же активность будет реализована для обеих групп. Такой формат расширяет охват обучения.
Смешанное обучение — комбинация дистанционного и очного обучения в рамках одной программы. Например, вебинарный курс завершается очным буткемпом.
💻 Смешанный подход помогает нам соединять преимущества онлайн- и офлайн-форматов. Теорию и вводные материалы удобно давать дистанционно, а практика и обсуждения проводятся очно.
Дистанционное образование (ДО) — обучение, при котором студенты и преподаватели взаимодействуют удалённо.
💻 Мы разрабатываем дистанционные программы для заказчиков, которым важно обучать сотрудников из разных регионов или стран. В таких проектах создаём цифровую среду с курсами, вебинарами и инструментами для взаимодействия.
Онлайн-курс — образовательный продукт, доступный через интернет.
💻 Мы разрабатываем онлайн-курсы как для полностью самостоятельного прохождения, так и для прохождения в группе. Курсы, являющиеся частью комплексных программ с поддержкой кураторов и преподавателей, или ёмкие автономные онлайн-курсы. Гибридные (асинхронно+синхронно), вебинарные, слайдовые.
Слайдовый курс — курс в виде презентации со слайдами, текстом и иллюстрациями.
💻 Слайдовые курсы мы предлагаем как быстрый формат обучения. Они подходят для передачи базовой информации и инструкций, например, при онбординге сотрудников.
Лонгрид — визуально лонгрид ближе всего к странице веб-сайта. Это текст для глубокого погружения в тему со встроенными в него мультимедийными и интерактивными элементами (иллюстрациями, тестами, видео, ссылками и т.д.).
💻 Лонгриды мы применяем как один из элементов внутри онлайн-курса (например, вначале идет небольшая видеолекция, а после неё — лонгрид для углубления в тему) или как формат для самостоятельного изучения сложных тем. Для удержания внимания обучающихся, в лонгриды включаются иллюстрации, видео и интерактивные элементы.
5. Педагогические теории
Андрагогика — наука об обучении взрослых, учитывающая их опыт и мотивацию.
💻 Мы применяем принципы андрагогики при проектировании корпоративных программ и обучений для взрослой аудитории. Ставим акцент на практику, учитываем опыт участников и даём возможность выбора формата обучения.
Хьютагогика — подход, при котором ученик сам управляет своим образованием и развитием.
💻 Мы внедряем элементы хьютагогики в программы, где важно развить самостоятельность участников. Например, предлагаем вариативные задания, индивидуальные треки и ресурсы для самообучения.
Педагогика — наука об обучении и воспитании человека.
💻 Мы опираемся на классические педагогические принципы при построении структуры программ: определяем цели, содержание и методы обучения с учётом возраста и особенностей аудитории.
Бихевиоризм — теория обучения, согласно которой поведение формируется через последовательность стимулов.
💻 Из бихевиоризма мы берём приёмы поощрения и обратной связи. Встраиваем в курсы тесты, чек-листы и практики закрепления, чтобы формировать новые привычки и заложить основу для изменения поведения.
Когнитивизм — теория, рассматривающая обучение как процесс обработки и структурирования информации.
💻 Мы проектируем материалы так, чтобы информация была структурирована и легко усваивалась. Используем схемы, визуализации и последовательное усложнение материала.
Конструктивизм — теория, утверждающая, что знания формируются самим учеником через его взаимодействие с окружающей средой и осмысление полученного опыта.
💻 Создаем карту пути студента на курсе. Строим программы на основе исследовательской и проектной деятельности, чтобы участники могли сами конструировать свой опыт и знания. Такой подход особенно эффективен в командных и исследовательских форматах обучения.
Таксономия Блума — это модель, в которой возможные учебные цели распределены от простых к сложным. Например, самой простой целью обучения может быть — получить и запомнить новую информацию. А одной из самых сложных — проанализировать эту информацию и создать на её основе что-то новое.
💻 Таксономия – это наш инструмент проектирования целей обучения, а от них — заданий и инструментов оценки. Он позволяет выстраивать обучение по уровням сложности: от простого запоминания фактов к применению знаний на практике и созиданию нового.
Психометрика — наука о создании измерительных инструментов в образовании.
💻 При разработке тестов и опросников мы используем принципы психометрики, чтобы задания были валидными, надёжными и точно отражали уровень компетенций.
6. Исследования, аналитика и оценка эффективности в образовании
CustDev (Customer Development) — метод изучения потребностей аудитории через интервью и наблюдения.
💻 Мы проводим CustDev на старте проекта, чтобы уточнить ожидания студентов и заказчиков. Это помогает проектировать программы, которые действительно решают задачи целевой аудитории.
HADI-цикл — инструмент проверки гипотез: гипотеза → действие → данные → вывод.
💻 Мы применяем HADI для быстрой проверки образовательных идей. Тестируем гипотезы на небольших группах, анализируем результаты и масштабируем удачные решения.
Образовательная аналитика — сбор и анализ данных о процессе обучения на том или ином курсе для повышения его качества.
💻 Мы отслеживаем данные об участниках, их прогрессе и результатах. На основе аналитики корректируем программы, делаем их более эффективными и персонализированными.
Ассессмент — процесс оценки знаний, умений и компетенций с помощью заданий, интервью или тестов.
💻 Разрабатываем и включаем в обучающие программы инструменты оценки. При необходимости, проводим ассессмент перед и после обучения, чтобы измерить рост компетенций участников и проверить достижение образовательных целей.
Модель Киркпатрика — система оценки обучения по четырём уровням: 1) оценка удовлетворенности обучением, 2) оценка усвоения знаний, 3) оценка изменений в поведении, 4) оценка влияния обучения на бизнес-результаты.
💻 Оцениваем корпоративные программы по этой модели: собираем обратную связь участников, проверяем усвоение знаний, анализируем изменения в поведении и влияние на бизнес-результаты.
Тест — система заданий, по итогу выполнения которых можно судить об уровне знаний и навыков студента.
💻 В онлайн-курсах мы используем тесты для проверки и закрепления знаний. Помимо этого, применяем формирующе тестирование как один из форматов изучения новой темы. В отдельных проектах у нас также есть опыт разработки профориентационных и аттестационных тестов.
NPS (Net Promoter Score) — метрика, измеряющая лояльность студентов к образовательному продукту.
💻 Мы предлагаем заказчику удобные инструменты для измерения NPS, чтобы понять, насколько участники готовы рекомендовать созданные продукты. Обсуждаем с заказчиком эти данные, когда подводим итоги работы.
Transformation Rate — показатель, отражающий, какой процент обучающихся достиг целевых образовательных результатов.
💻 Мы считаем этот показатель, чтобы проверить, насколько эффективно обучение влияет на прирост знаний, умений и компетенций участников.
COR (Completion Rate) — показатель, отражающий долю студентов, закончивших курс.
💻 Мы анализируем COR, чтобы понять, насколько курс удерживает внимание участников. Если показатель низкий — ищем причины и дорабатываем содержание или формат.

Связаться с нами

Заполните форму, и мы свяжемся с вами.
Или напишите нам natasha@burometko.ru, Telegram, WhatsApp.